Что мы знаем о расказачивания 1919 года #декоммунизация
1. Расказачивание являлось целенаправленной политикой большевистской власти, направленной на физическое и моральное уничтожение казаков. Основные направления этой программы сформулированы в письме Организационного бюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года и принимались на самом высоком уровне – «отцом» расказачивания был Яков Свердлов.
2. Целью власти являлось полное уничтожение зажиточных казаков без какой-либо возможности достичь соглашения: «Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути здесь недопустимы». Перечень мер включал борьбу с богатыми казаками и середняками, конфискацию хлеба и разоружение.
3. Главным богатством Дона всегда являлась земля. Казаки служили Российской империи, понимая, что их по возвращении домой их ждет личный пай. ЦК предлагает «разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли». Большевики старались подорвать казачество экономическими мерами, отнять у них самое дорогое – Старое Поле и Присуд.
4. В феврале 1919 года Реввоенсовет Южного фронта составляет инструкцию, где предлагает уничтожать «...всех без исключения казаков, занимавших служебные должности по выборам или по назначению окружных и станичных атаманов, их помощников, урядников, судей и проч., всех без исключения офицеров красновской армии, всех богатых и так далее».
5. Вдали от Ростова и Новочеркасска политику расказачивания осуществляли с особой жестокостью. Об этом говорят несколько свидетельств большевистских комиссаров из Хоперского округа. Вот что пишет М.Нестеров: «Расстрелы там были ужасные…. Порой за день расстреливали по 50-60 человек. И все это, по словам местных работников, на основе инструкций из центра...»
6. Бесчинства в станицах сопровождались грабежом и повальным пьянством. Сообщает К.Краснушкин: «Трибунал разбирал по 50 дел в день. Люди расстреливалась, совершенно невиновные: старики, старухи, дети... Расстреливали на глазах у всей станицы сразу по 30-40 человек, с издевательствами, раздевали донага. Над женщинами, прикрывавшими руками свою наготу, издевались и запрещали это делать».
7. В ходе расказачивания новая власть переименовывала станицы и хутора в волости и деревни, стремясь стереть очевидные исторические различия между Доном и областями центральной России.
8. Через несколько месяцев подобного «хозяйствования» казаки начали массовую низовую самоорганизацию, которая вылилась в повсеместную борьбу с новой властью. Вершиной казачьего сопротивления считается Вёшенское восстание, в котором принимали участие десятки тысяч повстанцев.
9. Местные партийные органы в основном поддерживали политику центра по борьбе с казачеством. Донбюро РКП(б) отмечало в апреле 1919 года: «Насущная задача - полное, быстрое и решительное уничтожение казачества как особой экономической группы, разрушение его хозяйственных устоев, физическое уничтожение казачьего чиновничества и офицерства, вообще всех верхов казачества, распыление и обезвреживание рядового казачества».
10. Коммунистами на местах и в Москве предлагались самые фантастические проекты по разделению и расчленению казачьих областей, переселению казаков вглубь России. Делегат одного из партийных съездов А.Френкель сетовал, что «одним террористическим методом физического уничтожения казаков…делу не пособишь, так как всех казаков не уничтожишь…»
11. Попытки «заигрывания» с казачеством начнутся позже, первоначально большевики стояли на позиции полного распыления и уничтожения нашего народа. Об этом недвусмысленно говорят призывы Л.Д.Троцкого: «Их история запятнана кровью рабочего класса. Они никогда не станут союзниками пролетариата. Уничтожить как таковое, расказачить казачество - вот наш лозунг! Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области».
12. Идеологи расказачивания не придавали значения ни казачьему званию, ни казачьей культуре, ни казачьей жизни. Сергей Сырцов приказывал: «За каждого убитого красноармейца или члена ревкома расстреливайте сотню казаков». Он же писал о «стирании всякой экономической грани между крестьянами и казаками».
13. Политика массового расказачивания вызвала сопротивление такой невиданной силы, что уже через несколько месяцев большевистской власти пришлось оправдываться и запускать агитационно-пропагандистскую машину. В августе 1919 года тон разговора с казачеством меняется: власть «... не собирается никого расказачивать насильно, оно не идет против казачьего быта, оставляя трудовым казакам их станицы и хутора, их земли, право носить какую хотят форму (например, лампасы)». Но подобным декларациям никто не верил, потому что казаки судили о красной власти не по словам, а по делам.
14. Прямые людские потери от политики расказачивания сосчитать невозможно, равно как и имущественные. Не стоит доверять фантастическим цифрам некоторых исследователей и историков-любителей. Стоит помнить, что в этот год погибла значительная часть населения Дона, а большевистское правительство, поддерживаемое советскими органами на местах, изначально стремилось полностью изгнать казачество со своей земли. Лишь стойкое сопротивление донцов заставило пересмотреть некоторые положения прежней политики и вместо ста ударов «кнута» подкинуть пару «пряников».
Павел Гнилорыбов