13 ноября 1821 года родился революционер Михаил Васильевич Петрашевский. Дворянин, сын врача. После окончания Царскосельского лицея продолжил учебу в Петербургском университете на юридическом. В 1841 году Михаил начинает службу в министерстве иностранных дел переводчиком. Его крупной работой на этом поприще можно считать «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». «Знание есть основа могущества человека», - говорилось в «Карманном словаре иностранных слов». «Если я однажды вступил на борьбу со всяким насилием, со всякой несправедливостью, то теперь мне не сходить с этой дороги ради приобретения мелочных выгод и удобств жизни», - заявлял Петрашевский. С 1845 года в доме Петрашевского проходили так называемые «пятницы» – тайные собрания, на которых обсуждались революционные идеи, материалистическая философия и утопический социализм. В течение четырех лет Петрашевский активно принимал участие в жизни тайного сообщества, которое готовило народ к революции. Однако в 1849 году деятельности сообщества приходит конец, Судом Петрашевский и ещё 20 человек были приговорены к смертной казни. Лишь за мгновение до выстрела арестантам объявили о помиловании и о замене казни бессрочной каторгой. Петрашевский был сослан в Восточную Сибирь. Царская каторга была очень "страшной", ссыльнопоселенец жил в Иркутске, где основал газету «Амур» и боролся с произволом местных властей. За что был еще раз сослан в Шушенское, затем жил в Красноярске, но опять же не прижился, и из-за своих взглядов его снова выселили в Шушенское (ныне курортная зона), а потом и в село Кебеж. В 1866 году Петрашевского перевели в село Бельское Енисейского округа, где он и умер в своём доме. Достоевскому принадлежат следующие слова: «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния… Приговор смертной казни расстреляньем, прочтенный нам всем предварительно, прочтен был вовсе не в шутку; почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли, по крайней мере, десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Так великий русский писатель вспоминал об одном из самых страшнейших событий в своей жизни. 3 января 1850 г. на Семеновском плаце закончилась история революционеров-петрашевцев, к числу которых и принадлежал Достоевский. Инсценировка смертной казни, со всеми полагающимися ей атрибутами, серьезно повлияла на него. Он просто начал передумывать свою судьбу. И в результате этого долгого передумывания, особенно на каторге, революционер умер, а Россия получила замечательного писателя и апологета Православия. Обычно о заговоре петрашевцев принято говорить, как о каком-то несерьезном деле. А либеральные историки, вообще, решили объявить, что поклонники и сторонники Буташевича-Петрашевского, были арестованы и чрезмерно наказаны за «мыслепреступление». Очень удобный термин. Он позволяет приравнять Россию при императоре Николае Павловиче к тоталитарному литературному государству Океании. Таким образом, на эмоциональном уровне петрашевцы дополнительно обеляются, а вся грязь сваливается на Российскую империю. Петрашевцы в истории революционного прохиндейства в России занимают место между «безвинными» декабристами и террористами-народовольцами. Впрочем, уже за петрашевцами потихоньку начинали маячить призраки «вождя мировой революции» и «отца народов». Но все же заговор петрашевцев либералами признается несерьезным. Подумаешь увлекались учениями утопистов Оуэна, Фурье и Кабе! Подумаешь читали, распространяли и рекламировали письмо Виссариона Белинского Николаю Гоголю! Подумаешь хотели власти! Так еще ведь и много болтали об освобождении крестьян, отмене цензуры и улучшении народного образования! Попали в жернова государственной машины бедные петрашевцы лишь за одни разговоры. Как тут не вспомнить: «Сначала эти заговоры Между Лафитом и Клико Лишь были дружеские споры, И не входила глубоко В сердца мятежная наука, Все это было только скука, Безделье молодых умов, Забавы взрослых шалунов, Казалось ... Узлы к узлам ... И постепенно сетью тайной Россия ... Наш царь дремал ... (А. С. Пушкин. Евгений Онегин. X глава). Но вот беда, о ком же здесь писал Пушкин? Да о декабристах, попытавшихся совершить переворот в стране. Все начиналось с бесед и прений, а потом дошло и до вооруженного выступления под лозунгом «За Константина и Конституцию!» От «праздной скуки» декабристы добрались до сетевой организации антиправительственных кружков. Нечто подобное сделали и петрашевцы. Забавы отравленного чужеземной идеологией ума могли привести к последствиям такого масштаба, что даже и предсказать сложно. Российские спецслужбы сработали достаточно хорошо, хотя многие участники кружка Петрашевского и иных структур к нему примыкавших, избежали и следствия, и наказания. Петрашевцы: Сергей Дуров, Николай Момбелли, Николай Спешнев, Константин Тимковский и другие возглавляли свои кружки. Причем, например, Тимковский создал в Ревеле два кружка преимущественно из военнослужащих. Спешнев к тому же имел контакты с польскими сепаратистами. Поэтому И.Липранди, боевой офицер, разведчик и сотрудник тайной полиции и, пожалуй, главное действующее лицо в разоблачении заговора, совершенно справедливо отмечал, что петрашевцы «предполагали идти путём пропаганды, действующей на массы. С этой целью в собраниях происходили рассуждения о том, как возбуждать во всех классах народа негодование против правительства, как вооружать крестьян против помещиков, чиновников против начальников, как пользоваться фанатизмом раскольников, а в прочих сословиях подрывать и разрушать всякие религиозные чувства, как действовать на Кавказе, в Сибири, в Остзейских губерниях, в Финляндии, в Польше, в Малороссии, где умы предполагались находящимися уже в брожении от семян, брошенных сочинениями Шевченки. Из всего этого я извлёк убеждение, что тут был не столько мелкий и отдельный заговор, сколько всеобъемлющий план общего движения, переворота и разрушения». Впрочем, пропаганда идей у петрашевцев среди простонародья не ладилась. Их лидер Михаил Петрашевский выстроил для своих крестьян фаланстер. А они его сожгли в 1847 году. Он же пытался пропагандировать среди дворников и чуть-чуть не получил по благородному лицу метлой. Хотя, если честно сказать, то петрашевцы действовали вполне грамотно, пусть и неосторожно. И работали на перспективу. В кружки привлекались литераторы, преподаватели, офицеры и представители чиновничества. Лишь в XX веке возникло учение коммуниста Антонио Грамши о «гегемонии в культуре». Но еще в XIX веке эту самую гегемонию и пытались захватить петрашевцы без всякой теории и т. п. Представьте себе, что на службе вероятного «петрашевского режима» оказались хотя бы талантливейшие петрашевцы Федор Достоевский и Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Данилевский. А что же изучали революционеры? Чем он жаждали руководствоваться в построении нового "счастливого общества"? Фурье, Оуэн и Кабе предлагали для людей закрытое проживание в фаланстерах, коммунах, общих домах (пусть и дворцах!), контроль за браком, контроль за детьми, контроль за трудом, за свободным временем, ликвидацию частной собственности и сведения до минимума личного имущества. И везде намечался разрыв на управляемых и неких просветленных управляющих. Но это же абсолютная власть! Недаром Достоевский говаривал, что «жизнь в Икарийской коммуне или фаланстере представляется ему ужаснее и противнее всякой каторги». А еще петрашевцы рассуждали о Бентаме… Идеи Иеремии Бентама, сотрудника Британской Ост-Индской компании надо знать. Он почитал исключительным делом: права животных, легализацию гомосексуализма, равенство женщин и мужчин, отделение религии от государственной жизни и т. д. Подобные мотивы нашли живой отклик у Роберта Оуэна. Оуэн объявил брань всем религиям, а в конце жизни стал спиритуалистом. Шарль Фурье был автором термина «феминизм», ратовал за свободную любовь и против традиционного брака. Для девушек в своем идеальном обществе Гармонии Фурье предполагал две корпорации: весталат и дамуазелат. Избравшим весталат предписывалось сохранять девственность до 18 лет, и поступившим в дамуалезат разрешалась любовная свобода раньше. За всем этим должны были следить строгие наставники-надзиратели обоего пола. Он верил в переселение душ и наличие последних у планет и звезд. Как хотите, но мир XXI столетия руководствуется разработками Бентама, Оуэна, Кабе и Фурье. Истоки ювенальной юстиции, насаждения гомосексуализма, секспросвета, «борьбы с семейным насилием», агрессивных деяний зоозащитников и феминисток, неуемного экологизма легко находятся у Бентама. А чьи интересы он некогда защищал?.. Вывод для думающего человека не представит особых затруднений. Кстати, петрашевцы в реальности не были столь безобидны. Сам Петрашевский мечтал о крестьянском восстании. А петрашевец Василий Катенев открыто (по младости лет!) высказывал мысль о цареубийстве. Правда, он отделался сравнительно легко, ибо сошел с ума. Наиболее известным пунктом обвинения петрашевцев явилось чтение письма Белинского Гоголю. Да и без Белинского «петрашевство» вообразить нельзя. Если ознакомиться с сим посланием литературного критика писателю, то сразу же отпадет мнение о запрете текста из-за хамства «неистового Виссариона» в отношении Николая Васильевича. Дадим слово самому Белинскому: «Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов – что Вы делаете?.. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною… Что Вы подобное учение опираете на православную церковь – это я ещё понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между Ним и какою-нибудь, а тем более православною, церковью?» И еще: «Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех обвинить в религиозной нетерпимости и фанатизме; его скорее можно похвалить за образцовый индифферентизм в деле веры». И еще: «Поэтому Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение». Перед нами откровенная русофобская пропаганда. Даже Астольф де Кюстин – французский ругатель России отдыхает. На минутку представьте себе, что подобный опус читается по квартиркам в СССР периода правления товарища Сталина. Что бы приключилось с его популяризаторами? Русский народ по Белинскому потерял свое достоинство «в грязи и навозе». Здесь потребен ответ в стиле замечательного русского поэта Языкова: «О вы, которые хотите Преобразить, испортить нас И онемечить Русь! Внемлите Простосердечный мой возглас! Кто б ни был ты, одноплеменник И брат мой: жалкий ли старик, Ее торжественный изменник, Ее надменный клеветник; Иль ты, сладкоречивый книжник, Оракул юношей-невежд, Ты, легкомысленный сподвижник Беспутных мыслей и надежд; И ты, невинный и любезный, Поклонник темных книг и слов, Восприниматель достослезный Чужих суждений и грехов; Вы, люд заносчивый и дерзкой, Вы, опрометчивый оплот Ученья школы богомерзкой, Вы все − не русской вы народ! Вам наши лучшие преданья Смешно, бессмысленно звучат; Могучих прадедов деянья Вам ничего не говорят; Их презирает гордость ваша. Святыня древнего Кремля, Надежда, сила, крепость наша – Ничто вам! Русская земля От вас не примет просвещенья, Вы страшны ей: вы влюблены В свои предательские мненья И святотатственные сны Хулой и лестию своей Не вам ее преобразить, Вы, не умеющие с нею Ни жить, ни петь, ни говорить! Умолкнет ваша злость пустая, Замрет неверный ваш язык: – Крепка, надежна Русь святая, И русский Бог еще велик!» (Н. М. Языков (1844 г.)). Кроме того, Белинский заявил Гоголю в письме: «Вы, конечно, сделали это по увлечению главною мыслию Вашей книги и по неосмотрительности, а Вяземский, этот князь в аристократии и холоп в литературе, развил Вашу мысль и напечатал на Ваших почитателей (стало быть, на меня всех больше) чистый донос». Доносом революционер Белинский посчитал статью П. А. Вяземского «Языков и Гоголь» (что символично!), где четко подмечалось о взаимодействии Николая Васильевича с окружением: «Идолопоклонство, которого он сделался целью, показалось ему так смешно, что ему стало до нестерпимости грустно. Смешное смешным само по себе, но в этих похвалах было и такое, которое неминуемо должно было растревожить и напугать его здравый ум и добросовестность; его хотели поставить главою какой-то новой литературной школы, олицетворить в нем какое-то черное литературное знамя… Все эти ликторы и глашатаи, которые шли около него и за ним с своими хвалебными восклицаниями и праздничными факелами, именно и озарили в глазах его опасность и ложность избранного им пути. С благородною решимостью и откровенностью он тут же круто своротил с торжественного пути своего и спиною обратился к своим поклонникам. Теперь, оторопев, они не знают, за что и приняться. Конечно, положение их неприятно и забавно. Но что же делать? Сами накликали и накричали они беду на себя». Да Белинский просто перетрусил. Само письмо его – это вопль испуганного и разочарованного революционера. А что же готовили Белинские и Петрашевские России, Виссарион и не скрывал: «Я во всем разочаровался, ничему не верю, ничего и никого не люблю, и однако ж интересы прозаической жизни все менее и менее занимают меня, и я все более и более гражданин вселенной… Я начинаю любить человечество маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил бы остальную» (Письмо Белинского В. Г. В. П. Боткину – 27-28 июня 1841 г.). Любителям Белинского, Петрашевского и прочих революционеров стоит размыслить: «В какую бы часть человечества вас записали поборники инсуррекции?» А от утопии до антиутопии – один шаг. Фаланстер Фурье сейчас гораздо ближе, чем вам кажется. А. Гончаров https://pereklichka.livejournal.com/1821707.html